Препарируя «психиатра» Бильжо
Неужели Бильжо, очень небедный человек, сколотивший "бабло" на эксплуатации чисто советских символов, не понимает, как будут встречены обществом его гнусные слова?
Не могу пройти мимо инцидента с высказыванием Бильжо про подвиг Зои Космодемьянской. Ситуация – гнуснее некуда, но помимо очевидных всем вещей, хотел бы, по своему въедливому обыкновению, остановиться на ряде деталек, подробностей и нюансов. Они, как правило, привносят в картину такие оттенки смысла, что всё начинает играть новыми красками.
Итак, для начала – то, о чём написали все и то, что все, опять-таки, успели опровергнуть.
Бильжо на сайте «Инсайдер»: «Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской».
Если даже убрать в сторону горячее желание встретиться с карикатуристом лично и разъяснить ему ряд этических моментов прикладными способами, то, тем не менее, получается сущая глупость. Это я насчет «мутизма» — так называется состояние ПОСЛЕ перенесенной травмы или шока. ПОСЛЕ, понимаете?! То есть, немцы, как это принято на допросах, сперва задавали вопросы, а потом уже, не получая ответов, начинали пытки. Но если на момент вопросов, на которые Зоя отвечать отказывалась, еще не было ни пыток, ни шока от них, то при чем тут тогда «мутизм», почему она молчала? Тут не «мутизм» — тут героизм. Человек сознательно отказывался идти на сотрудничество с врагом. А на момент повешения, конечно, никаких вопросов уже никто не задавал – вот она и не тратила слов перед гадами.
Это первое. Второе – лукавый Бильжо (а тут лукавство выглядит стократ омерзительно) мешает в одну кучу шизофрению и мутизм. По ссылке выше можно прочесть, что этот самый «кататонический ступор» совершенно необязательно может проявляться у больных шизофренией: «является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжёлой психической травмы, пожара, гибели близких». Бильжо же знает, что никакой шизофренией Зоя не болела (вот убедительный разбор его вранья с документальными подтверждениями), и манипулятивно пытается привязать ее молчание к несуществующему психическому расстройству, сделать второе доказательством первого: дескать, раз была в ступоре – значит дурочка.
И вдруг «на раз-два» выясняется, что и шизофреничкой Космодемьянская не была, и «мутизм» может проявиться у любого человека, да и, собственно, о «мутизме» говорить тут неправомерно и алогично. С брехни осыпаются гнилые клочья мертвой плоти и открывается скелет, слепленный исключительно из желания… Желания чего?
Жаль, что большинство СМИ цитировало только то, что и я процитировало выше. А там и до, и после этого фрагмента – крайне выразительные слова.
До – «Бред пациента отличается от мифов только тем, что если в бред верят все окружающие люди, то он превращается в миф. И в этом смысле мне вспоминаются многие фильмы про Ленина, которые я относительно недавно пересмотрел. Сегодня это дико смешно, потому что исчезла идеологическая оболочка и серьезное отношение к Владимиру Ильичу, и ты, наконец, понимаешь, насколько же это комедийные образы: «Ленин с бревном», «Ленин, принимающий ходоков», «Ленин и Надежда Константиновна Крупская».
Честно говоря, в упор не могу понять, что смешного в образе человека и его жены. Ну, Ленин, ну, Крупская – никакого комичного мезальянса во внешности («толстый и тонкий», «Тарапунька и Штепсель») там не было. Но тут, почти наверняка, Бильжо видит, как карикатурист, эти обычные образы уже в графике своих уродских каляк-маляк (блин, вот честно – с детства ненавижу его карикатуры, они мне напоминают нелюбимые экспериментальные мультфильмы времен поздней перестройки), и так оно, конечно, «смишно». И эта призма окарикатуривания – это общий либеральный угол зрения. Либералы в России – это, прежде всего, карикатуристы, и именно под этим углом их проще всего понять: не оппозиционеры, не революционеры, не подпольщики, не культуртрегеры, а просто-напросто – карикатуристы. «Саржи рисуют». И, грубо говоря, на этом – всё. Тот же Навальный – это просто-напросто «сатирик», а никакой не экономист, расследователь и так далее.
Но вот беда – прочий народ-то не понимает, «а в чём юмор». Поэтому простым людям, «аудитории», приходится постоянно врать – врать, прежде всего, чтобы снять у них моральный барьер на смех. Русский человек (и, к чести всех прочих народов России, это относится абсолютно ко всем из них) отлично чувствует границы комического, за которыми оно переходит в пакость и кощунство над памятью и совестью. Вот и стоит задача — под каждой карикатурой написать «разъяснение»: смеяться не грешно, на карикатуре – не герои, подонки. А на самом деле – очень даже грешно.
И «после» — «Хотите верьте, хотите нет, но мы по-прежнему живем в мире мифов, которые стали называться «фейками», и теперь отделить одно от другого очень трудно. А для историков это очень интересная работа, потому что препарировать, отделять миф от исторической правды — увлекательный процесс, в этот момент историки становятся похожими на хирургов».
Слова «увлекательный процесс» и «хирург» как-то очень стрёмно соседствуют друг с другом. Возникают примерно такие ассоциации, как на заглавной фотографии.
И вот что меня, в конечно счете, оставляет в недоумении: неужели Бильжо, очень небедный человек, сколотивший «бабло» на эксплуатации чисто советских символов (его заведения ресторан «Петрович» — «русская и советская кухня, помещения отделаны в стилистике 1970-х годов», клуб-тир «Майор Пронин»), не понимает, как будут встречены обществом его гнусные слова? Да прекрасно он всё понимает, не понимал бы вкусов публики – не стал бы «советские» ресторан и тир делать. Но – неуёмный азарт «безумного хирурга» толкает его на имиджевый суицид. Так увлекся процессом препарирования, что сам себе ноги отрезал.
Григорий Игнатов, jpgazeta.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии